про путешествия

По странам мира

описание рыбы

Рыбы наших водоёмов

Реклама

литрес книги

Скачать книги. Скидка 10 %

рок группы

Бит-клуб. Рок, скандалы

ловля судака

Судак на джиг, отводной

Рыбинспектор – друг или враг

Здесь сразу вспоминается деревенский браконьер Серёжка, живший в лихие 90-е, когда в одночасье закрылись лесоучастки и прочие небольшие предприятия, где работали местные жители из деревушки на берегу волжского водохранилища. Закрылась и заводская база, бывшая не так давно хорошим местом отдыха заводских рабочих, рыболовов, охотников. Завод процветал и славился хорошими зарплатами. Но с реформами Павлова, Гайдара, приватизацией, ваучерами и прочими «шалостями» Чубайса завод стал убыточным. Люди не получали зарплату. Заводская база стала последним местом, где потеряли работу Серёжка и несколько его односельчан, дежуривших на базе в качестве сторожей. И оставалась только одна возможность что-то заработать для семьи – ловить рыбу сетями и продавать. Ведь огород и прочее хозяйство давали лишь натуральный продукт, а ещё нужны были деньги на обучение детей, лекарства и прочее, что нужно покупать за деньги.

Серёжку я не раз встречал на воде, когда ловил рыбу спиннингом в протоках и коряжниках зоны затопления. Это был простой деревенский парень, который завёл семью в относительно благополучное время, но теперь не мог её содержать. И он день и ночь пропадал на Волге. На сетевые деньги Серёжка построил дом в деревне, кормил семью, отдал учиться детей. Но вскоре умер от лейкемии. На лечение денег не нашёл.

Похожая история и с другим обитателем деревни, у которого мы брали лодку на рыбалку, во дворе или у дома оставляли машину, чтобы была под присмотром. Не раз сжимал он в кулаки жилистые крупные руки, багровел от бессильной злости, вспоминая власть, было, и прилаживал уже петлю под потолком… Крупный волжский мужик с обветренным лицом и выжженный солнцем, он был хромой на одну ногу. И так-то трудно найти работу, а в 90-е и нулевые – тем более. Он тоже ловил рыбу сетями. Ловили и их, местных «браков»: рыбнадзор, казаки, студенты в правах, общественники. По старым правилам это можно было. Однажды даже застрелили весной из «калаша» сельчанина, залёгшего в кустах на острове, когда в мелководный залив вдруг зашёл рыбнадзор на водомёте. Никогда не было здесь рыбоохраны, слишком мелко для подвесного мотора, а тут… Застрелили случайно, рикошетом, пальнув для острастки по воде – напугать местных «браков», промышляющих здесь на мелководье сетями весной и спрятавшихся в кусты да камыши при виде катера.

Как их осуждать, местных безработных, вина которых в том, что берут от воды, рядом с которой живут. И не от хорошей жизни это делают, а от неумения власти править страной.

ловля сетями

ловля сетями

Но с другой стороны они, местные жители, «браки», которые раньше могли лишь «мочкануть» чужую сеть, то есть проверить её и снять рыбу, теперь начали воровать сети. Хуже того, начали бить электроудочкой, у себя же, под деревней. Деградация налицо. Без охраны рыбных запасов нельзя. И рыбинспектор нужен. Не в качестве, как в песне Владимира Высоцкого – «и не друг, и не враг, а так….». Рыбинспектор должен быть защищён законом, оружием, иметь достойную зарплату, чтобы не зависеть от количества штрафов, поборов, не должен устраивать охоту на рыболовов, чтобы «сделать план».  А самое главное, чтобы он защищал рыбу при помощи справедливых законов и правил, направленных не против законопослушных рыболовов, а против врагов всего живого – хапуг, наглухо перекрывающих сетями пути рыбы на нерест и электроудочников.

 Автор: Александр Токарев