Секрет старого щукаря
Рыбалка на щуку по самому первому льду бывает азартной и уловистой. Щука жадно хватает блёсны, балансиры, раттлины, живца, словом, всё что движется. В это время она активна, как никогда. Но пройдёт неделя-другая, припорошит снежком лёд и щука начнёт перемещаться в более глубокие места, как говорится, на зимние квартиры, где и будет держаться всю зиму с некоторыми перемещениями во время морозов и метелей, когда будет резко меняться атмосферное давление. И уже в это время не так легко найти места охоты хищника, чтобы поставить жерлицы, поблеснить неподалеку, поймать щуку и лучше не одну.
Зимняя рыбалка на живца у нас не задалась в этот день. После удачного первого льда вскоре на прежде уловистых местах не стало щуки, и мы от коряжистого прибрежного мелководья ушли в протоки Чебоксарского водохранилища, где, надёргав окуньков и сорожек для живца, ставили жерлицы то посреди протоки, то у острова, где раньше щука ловилась отменно. Но везде рыба, словно вымерла. Да, меньше стало сейчас рыбы, в том числе и щуки, но не до такой же степени, чтобы в декабре за весь день не было ни одного подъёма флажка жерлицы. И это на Волге, ну, пусть на зоне затопления водохранилища. Так это и есть щучьи места.
Утром сняли жерлицы, которые стояли у острова и сели ловить свежих живцов, собираясь уйти к устью Рутки. Там поймаем щуку, обязательно. А вот с живцами у затопленной речки могут быть трудности, проверено. Поэтому решили запасти их здесь, где мелочь клюёт, как из пулемёта.
Пока сидели и дёргали рыбёшку, к острову подошёл рыбак и начал выставлять жерлицы как раз по нашим лункам, с которых мы только что сняли жерлицы. Хотели ему крикнуть, мол, не берёт здесь, но решили, что не поверит рыбак, пока сам не проверит. Сидим, ловим мелкую плотву и окуньков и вдруг видим, побежал рыбак трусцой к одной из жерлиц. Точно, торчит флажок! А вот уже и щуку достал сосед из лунки. Что за чудо… Два дня стояли жерлицы и ни одного подъёма, а тут пришёл, увидел, победил, Юлий Цезарь, блин…
Когда рыбак вскоре вытащил ещё одну щуку, мы не выдержали и подошли к удачливому щукарю, разговорились, сказали про жизнь нашу непростую, про жерлицы, что впустую стояли на этих самых лунках. Щукарь, весь в морщинах, лет за семьдесят, но бодрый и шустрый, как гончий пёс, спокойно выслушал нас и поделился секретом. Мол, всё равно хранить, смысла нет. Сколько ещё ему рыбачить осталось? А может, посмеялся над нами. Но старик, видя, что мы ему не верим, подозвал нас к крайней жерлице, разгрёб снег и поднял из лунки сетчатый кан с шустрыми сорожками, бьющимися за сеткой.
– Вот, смотрите, ребята. Такие дуршлаги у меня стоят у жерлиц в разных местах. И живец дольше остаётся свежим, потому что ему просторнее в нескольких ёмкостях, чем в одном кане душиться, хоть он и сетчатый. И вознёй своей привлекает хищника. Представьте себе, вот щука идёт по своим делам, охотничий участок у неё в стороне и вдруг слышит боковой своей линией – стаи плотвы плещутся, причём явно в беде. Запах и звук беды хищник хорошо знает и чувствует и сразу же идёт на него, как акула на кровь. Вот и весь секрет…
Проверили и мы эту технологию чуть позднее, сделав подобные сетчатые каны по диаметру лунки. Не знаем, совпадение или действительно работает такая тактика, но щук наловили. Может, просто на место попали. По крайней мере, живец действительно хорошо хранится.
Автор: Александр Токарев