Почему Госдума разрешила строить коттеджи у водоемов?

В СССР продажа земли под строительство частных дач на берегах рек и озёр была категорически запрещена. У воды возводились только государственные санатории. Водоохранная зона и защитная береговая полоса шириной 20 м были табу, святыней, непреодолимым запретом для разного рода строений. В том числе под запретом на строительство был и второй пояс водоохранной зоны, ширина которого могла достигать 2 км. Почему существовал этот запрет? Ведь до воды далеко. Дело в том, что второй пояс являлся санитарной зоной охраны водоемов. А это, в частности, питьевая вода. (Сейчас эпидемии, видимо, не актуальны). Понятно, что и в то время высокопоставленные чиновники и ловкачи за взятки нарушали Земельный и Водный кодексы. Но, по крайней мере, с этим боролись, причём жёстко. За воровство и коррупцию свыше 50 тысяч рублей могли и расстрелять, буквально, в затылок из пистолета.
Была святыня, охраняли природу, мать твою! Торжествовал закон. И нарушить его было нельзя. Но, когда очень хочется, оказывается, – можно. И вот в октябре 2021 года, пятого числа, зарегистрировали и направили Председателю Госдумы некий документ в виде Законопроекта № 1260569-7. В нём предлагалось изменить 27 статью Земельного кодекса РФ. Говоря простым языком, разрешить оборот и приватизацию участков земли у водоёмов. И вот уже в январе 2022 года, 26-го числа, депутатами Государственной Думы в 3-м чтении был принят вышеуказанный законопроект. По нему граждане теперь могут стать собственниками участков земли, находящихся во 2-м поясе водоохранной зоны, то есть там, где нередко находятся источники воды. Бывшая санитарная зона теперь может быть раскуплена. А раньше это была собственность государства, муниципалитета.
Участки у воды в первом поясе водоохранной зоны, где находится защитная береговая полоса, продавать запрещено. Это победа? Не совсем так. Эти участки теперь можно арендовать. Хрен редьки не слаще. Всё равно у воды будет командовать частник. И от его настроения может зависеть, будет ли свободным проход по берегу реки, озера, водохранилища? Сейчас уже рыболовы, дачники, ягодники, грибники нередко упираются в глухой забор на берегу, перекрывающий защитную полосу. Более того, забор иногда продолжается и в воде. А некоторые ненасытные собственники протягивают даже буйки в водоёме, захватывая и часть акватории. Кроме захвата территории от собственника может исходить и другая угроза. Какая канализация рядом с его коттеджем? Септик цистерна с бактериями, три колодца-отстойника, выгребная яма? Кто-то попросту сливает отходы напрямую в водоём. Что будет потом с рекой и озером?
Но чем же депутаты Госдумы и чиновники из Правительства объясняют необходимость продажи земли у водоёмов? Всё старо, как мир. Конечно же, – «бабками». Обычными деньгами от сделок. Чиновники и не скрывают, что когда будут сняты ограничения, одной только Московской области может перепасть 4,5 миллиарда рублей от сделок по купле и продаже земель у водоёмов. А оставшаяся провинциальная Русь вообще разбогатеет аж на 100 миллиардов. Ну, и? Деньги прожрут, а что будет с Природой? Сейчас уже рыбы нет. Росрыболовство обвиняет в этом рыболовов-любителей, словно не замечая льющихся в реки сточных вод, подсланевых и балластных вод с теплоходов и барж, бьющих рыбу током электроудочников (где суды над ними?). При этом почему-то Минсельхоз и почему-то депутаты Госдумы сочиняют новые Правила любительского рыболовства с очередными ограничениями и увеличением сумм штрафов в 10-13 раз (сами чиновники говорят об этом). И тоже, словно не замечают, как дикие узаконенные артели вычерпывают рыбу сетями круглый год. Рыбаков со стороны, задержанных рыбоохраной, штрафуют за рыбу на сотни тысяч, миллионы, и заводят на них уголовные дела.
Ну, а что с парковкой автомобилей рыбаков у водоёмов? А всё так же – не ближе 200 м от уреза воды. Водоохранная зона. Строить коттедж с дырявой канализацией у воды можно, а поставить исправную машину – нельзя. Если до водоёма нет дороги с твёрдым покрытием и слипа для спуска лодки, то тащи 200 м тяжёлую корпусную «Обь-3», «Прогресс», лодку РИБ, ПВХ размером 4 м – на себе. Грузчиков нанимай. А как спускать маломерное судно на воду, если слипов в России очень мало? Так и нарушаем постоянно закон, вынужденно, рады бы не нарушать.
Между тем в братской Белоруси машину можно поставить в 30 метрах от воды, даже если нет твёрдой площадки, кемпинга, асфальтированной дороги. (Статьи 53 и 54, пункт 1.11 пункта 1 Водного кодекса Республики Беларусь). Тридцать метров – это всё же не двести нескончаемых метров, когда на горбу тяжёлая лодка…
Автор: Александр Токарев